ПОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рубрики

ПОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Наталия Семенченко - 13 сентября, 2010 | 12:00 | Распечатать

      Резкое падение спроса на производимые в Украине знания нанесло государству огромный урон не только в виде потери молодых и активных ученых и сокращения интеллектуального потенциала нации, а и существенным образом повлияло на экономические показатели в области инновационных и производственных процессов.

      Сегодня в Украине наблюдается стагнация устаревшего производственного аппарата, медленные темпы его обновления, низкий удельный вес внедрения научных достижений в реальное производство. Износ основных производственных фондов в промышленности Украины составляет более 65%, в 2009 г. доля высокотехнологичной продукции в структуре ВВП составляла всего 0, 6%. Только 771 предприятие внедряло инновации, т. е. 7, 7% общего их количества.

      Падение производства в промышленности Украины началось еще с 1991 года и, как следствие, активный спрос на инновации и знания исчез уже тогда.

      Финансирование прикладной, ведомственной науки, в связи с ликвидацией самих ведомств, было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были акционированы, пытаясь выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или ликвидированы.

      В государственных академиях финансирование было уменьшено более чем в 10 раз, и сегодня бюджетные ассигнования на науку вместо 3-7% от ВВП, как в развитых странах, у нас составляют 0,3%.

      Параллельно в Украине идет процесс внедрения в мировую систему образования и как стартовый его этап происходит тотальная европеизация всех учебных процессов. Однако стремительное внедрение зарубежных стандартов в систему науки привело только к появлению элементов деградации в сфере высшего образования Украины.

      Следует учесть, что сегодня в Украине почти 42% ректоров ВУЗов, свыше 30% заведующих кафедр и 54% профессоров – люди пенсионного возраста. За последние годы отдельные кафедры потеряли от 30 до 40% преподавателей, большинство из которых кандидаты и доктора наук, которые оставили систему образования и перешли в другую сферу деятельности. То есть негативные плоды деструктивных последствий в будущем исправить будет некому, поскольку дефицит качественного образования вместе с отсутствием финансирования науки в целом и уважения в обществе к учителю, преподавателю никак не будут стимулировать приток молодежи в научную среду.

      Последствия такой ситуации могут быть необратимыми, так как утрата приоритета в производстве знаний и трансформации их в новые технологии коренным образом влияют на все сферы жизнедеятельности общества. Глобально это может привести даже к утрате независимости и государственности как таковой.

      Дошкольное образование

      Одной из главных проблем для самых младших граждан Украины является острая нехватка дошкольных учебных заведений. Реально сегодня лишь чуть больше половины украинских детей может посещать детские сады. В свое время большое количество дошкольных учреждений были перепрофилированы, помещения сданы в аренду, часть перешла в коммунальную собственность с последующей продажей частным лицам. Все движимое имущество детсадов (горшки, ковры, мебель и инвентарь) разошлось по рукам в натуральном виде, зачастую в счет оплаты долгов по заработной плате.

      Кроме потери практически половины детсадов, серьезной проблемой стала дезорганизация управленческого аппарата и руководящего состава в центральных органах образования вследствие ликвидации управления дошкольного воспитания в Министерстве образования и науки Украины. Вместо этого были созданы отделы дошкольного, начального и специального образования (школы-интернаты). Отсутствие управленческих органов на уровне государства позволяет руководителям органов местного самоуправления халатно относиться к сети дошкольных учреждений, не особо вникая в проблемы последних. Самым непосредственным образом такая ситуация повлияла и на городские органы управления образованием сделав систему дошкольного образования второстепенной на всех уровнях. Таким образом, прежде всего, следует подчеркнуть недееспособность руководителей местных органов самоуправления к эффективному управлению учреждениями дошкольного образования.

      Третья, не менее важная проблема – сокращение специалистов по дошкольному образованию. Это вызвано, прежде всего, низким социальным статусом и невысокой зарплатой педагога детского сада. Как следствие – повальное нежелание осваивать специальность «дошкольное образование», что в свою очередь привело к значительному сокращению кафедр, занимающихся подготовкой педагогов дошкольного воспитания. Сегодня большинство педагогов, которые работают в частных и даже государственных дошкольных заведениях не имеют специального дошкольного (а часто и педагогического) образования!

      Четвертой по значимости проблемой является оснащенность материальная и методологическая дошкольных заведений. Что касается материальных ценностей, игрового оборудования – здесь детсады выкручиваются с помощью родителей детей и их добровольно-принудительных взносов. Возможности использования современных информационных технологий в дошкольном образовании в этом случае весьма призрачны. С дидактическим и методологическим сопровождением еще сложнее, поскольку уже отработанные отечественные методики использовать не рекомендуется. Вместо этого предложена «Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста», которая у специалистов-педагогов не выдерживает никакой критики и не может, по мнению последних, быть рекомендованной для использования практиками дошкольного образования. Тем не менее, этот документ, безапелляционно перечеркивающий весь отечественный опыт, без каких-либо ссылок на собственные или чужие исследования, официально не рецензированный учеными-педагогами соответствующих кафедр, является единым общегосударственным компонентом дошкольного образования!

      Среди основных вышеуказанных проблем существует еще ряд негативных моментов,  которые необходимо решать на государственном уровне. Среди них вопрос о частных дошкольных заведениях. Конечно, частные детсады могли бы существенным образом исправить ситуацию с нехваткой мест и, также, предоставить более качественные условия содержания и воспитания. Однако следует помнить, что подобными заведениями могут пользоваться только обеспеченные семьи, так как основной массе населения подобные услуги не по карману. Также социальная и материальная ответственность подобных учреждений должна быть регламентирована на государственном уровне. Вместе с этим существует и ряд встречных проблем, когда творческие коллективы частных дошкольных заведений страдают от необоснованных проверок финансовых органов, санитарно-эпидемиологической станции, прокуратуры, пожарной охраны и др.

      Наконец последнее. Современной тенденцией в воспитании дошкольника является система “Я-воспитания”, основанная на эгоцентризме, с обеспечением индивидуального обучения (частный садик – мини-группа, семья – гувернантка). Статус дошкольника в обществе серьезно деградировал, поскольку изменилась педагогическая парадигма и нарушен баланс коллективных и индивидуальных форм обучения воспитания дошкольников. Отсюда создание в обществе негативного образа детсадовского работника на фоне осуждения идеологизированного патриотического и коллективного прошлого.

      В виду всего вышеперечисленного считаю необходимым проведение следующих мероприятий:

  1. Восстановить деятельность Управления дошкольным образованием в Министерстве образования и науки Украины, обеспечив его профессиональным кадровым составом, опытными работниками дошкольной отрасли. Вместе с этим установить строгую ответственность за обновление и совершенствование работы заведений дошкольного образования на закрепленной за каждым территории.
  2. Обеспечить мониторинг реального состояния местных органов образования (область, город, район) на предмет обеспечения профессиональными кадрами и охвата ДУ всех территорий региона, где проживают дети младшего возраста.
  3. Организовать работу областных советов руководителей учреждений дошкольного образования с целью усовершенствования учебно-воспитательной работы с воспитанниками ДУ, где будут обсуждаться инициативные предложения творческих работников и педагогов с последующим их внедрением на практике.
  4. Развернуть широкую пропаганду в средствах массовой информации по всеобщему решению вопросов воспитания ребенка дошкольного возраста с целью привлечения общественности, предпринимательских и бизнес структур, других гражданских организаций для поддержания дошкольных учреждений и предоставления добровольной финансовой и материальной помощи.
  5. Разработать реальные механизмы организации и функционирования частного дошкольного заведения с предоставлением государственных субсидий и вместе с тем качественным мониторингом социально-общественной действенности и высоким уровнем правовой ответственности.
  6. Пересмотреть государственную программу и внедрить мероприятия по возрождению детских дошкольных заведений вместе с обеспечением системного подхода к подготовке и повышению квалификации кадров на государственном уровне.
  7. За счет понижения фискального прессинга для предприятий ввести программы по созданию социального капитала, направленного на обустройство и поддержку дошкольных учреждений, обеспечения их компьютерной техникой, игровым оборудованием, методической литературой и общего улучшения условий пребывания дошкольников в заведении.
  8. С помощью информационных технологий внедрить практику оперативных совещаний по вопросам дошкольного образования специалистов разных регионов, а также создать условия для повышения квалификации воспитателей с помощью дистанционных курсов.
  9. Возобновить систему подготовительных групп с возможностью экстерната во 2-й класс, а также регламентировать количество детей в группах с целью предотвращения переполненности и дефицита внимания со стороны педагога.
  10. Всесторонне содействовать духовной ориентации образования, созданию позитивного мышления, поднятию морального духа и  благоприятного эмоционального здоровья детей на волне патриотической направленности и возрождения семейных ценностей.

Среднее (школьное) образование

      Сам по себе возврат к 10-летнему образованию с восстановлением 5-ти бальной системы не решит всех существующих проблем современной школы. Хотя практически это вполне возможно реализовать, причем, даже не меняя методических материалов, своевременно и качественно перераспределив часовую нагрузку. Однако основной проблемой школы сегодня является именно методическое обеспечение и качественный контроль знаний.

      Суть глобальных преобразований в науке своими корнями уходит далеко в 90-е, когда под девизом гуманизации образования (как одного из направлений обновления школы) на самом деле произошла гуманитаризация образования, т.е. увеличения в нем удельного веса гуманитарных дисциплин. Вследствие этого неоднократно высказывалась точка зрения, предполагающая, что в формировании современного человека важную роль должны сыграть литература, музыка, изобразительное искусство и другие гуманитарные предметы. Что касается математики, то она необходима лишь ограниченному кругу выпускников школы, главным образом тем, кто свою будущую деятельность связывает именно с математическими процессами. Невзирая на классические выводы таких светил науки как М.В.Ломоносов и А.Н. Колмогоров о том, что ни один предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности, массовая практика обучения готовым знаниям со временем вытеснила природную любознательность учеников и стремление их к научному поиску.

      Вдобавок к существующему положению вещей ряд школьных дисциплин полностью утратил свой качественный состав и методологическую структуру в сравнении с советской школой. К тому же, на сегодняшний день в украинских школах практически отсутствует техническая оснащенность для проведения прикладных работ и исследований, а часы математических дисциплин сведены до минимума. (Проведена сравнительная характеристика календарно-тематического планирования учебного материала на год, методических материалов и учебников ряда дисциплин за 20 лет).

      Поскольку финансирование школ не осуществляется, а точнее осуществляется в произвольной временной и количественной форме, школы выживают самостоятельно, в основном за счет поддержки родителей своих воспитанников. На фоне этого получили распространение частные школы. Однако уровень подготовки учеников и в этом случае далеко не одинаковый и даже не всегда качественный. К тому же стоимость обучения в частной школе довольно высокая и не каждому по силам.

      Еще одной проблемой является обеспечение нового уровня квалификации учителей и директоров школ, соответствия их навыков требованиям современного образования, новых подходов к аттестации педагогов и их допуску к профессии. При этом зарплаты преподавателей по-прежнему остаются на очень низком уровне, а значит, и стремления преподавать в школах у большинства молодых специалистов не возникнет. К тому же, наряду с отсутствием социальной и правовой защиты учителя, имеют место в ряде случаев даже насильственные действия (вплоть до физической расправы) со стороны учеников по отношению к преподавателю, которые остаются безнаказанными. (Статистика собрана).

      И наконец, система контроля знаний, как нововведение последних лет. Сама по себе 12-ти бальная система применялась еще в дореволюционной Росси (правда в военно-учебных заведениях) и имела свои характеристики оценивания. В нашем случае, после 5-ти бальной системы ученик не воспринимает, чаще не понимает, зачем получать 9 баллов, если 7 – та же четверка. Причем учителя именно таким образом и утешают тех, у кого «на большее» не сложилось. Способ преобразования данных аттестата в баллы для поступления вообще не оригинален и у учителей вызывает усмешку. Система финального контроля знаний в виде тестов, сводит на нет любые полученные в школе знания потому, что ученик зубрит тесты не пытаясь разобраться в материале, т.е. заучивает готовые знания, которые довольно быстро выветриваются.

      Результатом всего вышеперечисленного является армия полуграмотных и совершенно не подготовленных для обучения в вузах молодых абитуриентов, наводнивших за последние несколько лет украинские институты, университеты и академии.

      Таким образом, для реформирования школьного образования считаю необходимым:

  1. Направить все силы на развитие системы поддержки талантливых детей и развитие учительского потенциала, при этом реорганизовав систему 10 или 11-летнего (1 класс как подготовительный) школьного образования с разработкой новых учебников, методологий, системы оценивания и контроля знаний. Существенно пересмотреть учебные программы и их почасовое распределение с целью профилирования классов и увеличения часовой нагрузки по математическим дисциплинам.
  2. Обеспечить взаимосвязь вузов и школ с целью качественной подготовки будущих специалистов. В этом случае учащиеся старших классов проводят практические работы в институте с параллельной лекционной поддержкой научных сотрудников.
  3. Внедрить нормативное финансирование и новую систему оплаты труда педагогов, исходя из которой, учреждения будут получать средства по нормативу, а общий объем финансирования будет зависеть от количества учащихся и видов образовательных программ, реализуемых школой. Для педагога дополнительно должны оцениваться авторство  индивидуальной и коллективной разработки методического обеспечения, проведение  дополнительных занятий, творческие мероприятия с учениками и количество выявленных “талантов” (признанных на районных и городских олимпиадах).
  4. Внедрить качественную систему аттестации учителей с частотой проведения один раз в пять лет, а также организовать дистанционное обучение, проведение открытых он-лайн конференций, семинаров и совещаний на региональном уровне для повышения квалификации и обмена опытом педагогов.
  5. Обеспечить заинтересованность молодых специалистов для работы в школе путем единовременной финансовой помощи, а также получения в течение первых трех лет надбавки к ежемесячной ставке с возможной компенсацией проезда на общественном транспорте. Также внедрить систему грантов для “успешных выпускников”, которые будут направлены в регионы для развития учебно-воспитательных процессов в удаленных школах.
  6. Создать институт кураторства школы, где будут работать педагоги-пенсионеры с дополнительной оплатой их деятельности. Это во многом будет способствовать укреплению образования и повышению социального статуса учителя в обществе.
  7. В период реформирования системы образования освободить (временно) как государственные так и частные школы от налога на имущество с отменой платы за аренду здания и земельного участка под школой, и снижением до минимума коммунальных платежей для того чтобы школы могли провести качественную модернизацию и осуществить закупку необходимого технологического и компьютерного оборудования.
  8. Содействовать образованию частных школ на государственном уровне, особенно для нуждающихся в санации и реструктуризации учебных заведений с целью перепрофилирования их в школы для трудных подростков, укрепив их профессиональным кадровым составом психологов и специалистов широкого профиля. Это поможет возродить опустевшие и малообеспеченные школы, вместе с тем создав возможность благотворного перевоспитания индивидуальных личностей, не прижившихся в других школах, а иногда и представляющих собой потенциально социальную угрозу.
  9. Стимулировать создание благотворительных фондов, направленных на развитие школы и обеспечивающих поддержку учебных программ путем безналичных расчетов при строгом контроле их использования по целевому назначению.

Высшее образование

      Быстрый и качественный поиск информации и трансформация ее в новые знания, сегодня наиболее ценные качества успешного индивидуума. Наиболее востребованными данными в личностных характеристиках являются навыки устного и письменного общения, командного взаимодействия, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть и адаптироваться к переменам. Это означает в первую очередь увеличения значимости методологических знаний и аналитических навыков, направленных на самостоятельное мышление, анализ и систематизацию отобранных фактов в потоке информационной перегруженности. Из всех существующих дисциплин аналитические способности развивает именно математика.

      Невзирая на такую тенденцию и стремительное технологическое развитие всего мира в Украине по-прежнему сохраняется гуманитарная направленность высшего образования. Резкое снижение уровня физико-математического образования начинается еще со школы и в дальнейшем проявляется массовым нежеланием молодежи перетруждаться на математических и технических факультетах вузов, представляя собой громадный контингент никем не востребованных на сегодняшний день “гуманитарных” специалистов.

      Опять же, ненужные юристы, экономисты, управленцы штампуются вузами в огромных количествах, несмотря на то, что поднять государство и вооружить его технологически под силу именно инженерам, специалистам узкого профиля с высокими математическими знаниями и техническими навыками.

      К сожалению эта ситуация будет сохраняться и в дальнейшем, так как во многом такая политика оправдывается именно нашим законотворчеством. Для того чтобы развивать технические факультеты, вузам необходимо оборудование и соответствующая оснастка лабораторий, а значит и существенные финансовые вливания, – на что в бюджете денег не предусматривается. Вынужденные самостоятельно выискивать денежные средства, чтобы хоть как-то поддерживать учебную и методическую базы, высшие учебные заведения внедряют различные «коммерческие» проекты в виде создания популярных направлений (факультетов), которые так нравятся молодежи и вместе с тем, никак не совпадают с реальной стратегией развития экономики (если таковая существует). Ситуация с «госзаказом» вообще абсурдная потому, что ни одно ведомство не осуществляет мониторинг рынка на предмет востребованных специальностей, т.е. сегодняшние налогоплательщики платят за обучение будущих безработных!

      Следует отметить, что в соответствии с законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» бюджетные ассигнования на науку не могут быть менее 1,7% валового внутреннего продукта. Исходя из прогнозируемого ВВП в 2010 году в 950 миллиардов гривен, на развитие науки должно быть выделено около 16 миллиардов гривен. Однако вместо этого в проекте госбюджета на 2010 год на научную деятельность предусмотрено всего лишь 4,7 миллиардов, что более чем в три раза меньше законодательно гарантированного минимума.

      В то же самое время командой МОН во главе с министром Д. Табачником составлен новый законопроект, который вообще не содержит никакой цифровой конкретики. То есть в цифрах этот документ уже ничего “законодательно не гарантирует”, отмечая зависимость дальнейших ассигнований на науку  исключительно от текущих нужд государства или тех, кто это решает. Таким образом, после его принятия мы получим наглядную иллюстрацию соблюдения законодательной нормы.

      Как следствие, в оправдание таких «ненаучных действий» был принят ряд постановлений, дающих возможность вузам самим выстраивать свою финансовую политику, а именно:

      1) обеспечение автономии высших учебных заведений и их академической свободы;

      2) внедрение обучения в вузах кроме украинского иностранными языками (русским, английским и др.) для улучшения качества образовательных услуг иностранцев;

      3) внесение ряда поправок и дополнений в законы Украины «Про оренду державного і комунального майна» и «Про наукові парки», дающие возможность развивать инновационную деятельность вузам на коммерческой основе.

      Первый пункт позволит высшим учебным заведениям и в дальнейшем плодить новомодные специальности. Второй – значительно расширить свои бюджеты за счет студентов иностранцев (контрактников). А третий, несмотря на свою привлекательность, требует внесения поправок в еще ряд законов (о налогообложении прибыли, например) для того, чтобы действительно являться фактором системного финансирования науки, а не дежурной полумерой.

      Также одним из доноров вузовских бюджетов потенциально может стать дистанционное образование, возникшее в результате интернационализации дисциплин по содержанию, методикам обучения и организационным смыслам. В этом случае ключевое значение ДО лежит в способности высокой степени охвата и дальнодействия, реализовываясь с помощью современных технологических достижений. Сегодня многие высшие учебные заведения внедряют подобную систему, а если точнее – “подобие” этой системы, совершенно не отвечая за качество выпускаемого специалиста.

      Сравнимое по сути и содержанию разве что с заочной формой (и то без надлежащего контроля знаний), ДО абсолютно неприемлемо для специалистов от квалификации которых зависит здоровье или безопасность общества (медицинские, технические) и совсем не подходит новичкам в образовании, поскольку не может обеспечить необходимого стимула к знаниям. Зато в качестве второго высшего или для повышения квалификации вполне могло бы приносить пользу, и то лишь в случае создания качественного методического обеспечения и построения учебного процесса, отвечающего современным требованиям усвоения и понимания знаний. К этому также следует добавить непосредственный контроль знаний по каждому курсу тестирования в виде выпускного проекта и устной его защиты. (Кстати, создание специального комплекса ДО, на сегодняшний день, обойдется от $15 до $20 тысяч).

      Охотно внедряя дистанционное обучение далеко не все вузы задумываются о всех вышеуказанных моментах, главной целью оставляя коммерческий интерес.

      Таким образом, учитывая подобные тенденции важно все-таки задуматься, чем чревато отпускание вузов в “свободное плавание”. Нужна ли украинскому образованию автономия вузов и какая она должна быть? Проблема состоит в поиске необходимого сочетания автономии и подотчетности как внутри самих учебных заведений, так и в отношениях вузов с государством.

      И здесь речь идет не о грубом вмешательстве государства со своими правилами игры в решение академических вопросов и распределения средств на их реализацию, а о пренебрежении государством своих обязанностей, среди которых:

      1) ответственность за определение четкой политики и долгосрочной перспективы развития страны;

      2) обеспечение нужного уровня взаимодействия политических властей и академических кругов при решении вопросов, связанных с развитием науки и техники;

      3) стратегическое решение вопросов вместо ограниченной реакции на текущие обстоятельства;

      В результате такой политики решение краткосрочных вопросов, влияющих на перспективы проведения ближайших выборов, берут верх над долгосрочными интересами общества, а проблема образования вообще исключается из числа первоочередных задач общественного развития.

      На фоне всего происходящего украинские вузы озабочены еще и активным внедрением Болонского процесса и также приживаются к новшеству для абитуриентов, так называемому ВНО (внешнему независимому тестированию).

      Что касается Болонского процесса. Очень странным выглядит  настойчивость украинских высших учебных заведений (в сравнении с другими европейскими и не европейскими вузами), радикально реструктуризировать собственную систему образования тотально разрушая отечественные достижения под видом интегрирования в европейское образовательное пространство, к тому же без предварительного полноправного вхождения Украины в Евросоюз. В этом плане Украину можно назвать смелым новатором в плане внедрения новых идей с сокрушительным развалом всего “старого”. К слову, ведущие университеты Европы, США и России вообще проигнорировали Болонские призывы. В результате Болонская декларация осталась всего лишь декларацией, хотя и содержала ряд благих намерений.

      Дело в том, что в образовательных системах других стран не бросились безоглядно внедрять новшества. В принципе все согласны с предложениями Болонского процесса, но никто не торопится брать за основу чужие правила, постепенно примеряя и экспериментируя с новаторством только в тех моментах, которые совпадают с классической системой, не нарушая отработанных стандартов. По-видимому, в Украине присутствует своя система ценностей, по крайней мере, в аппарате управления, поэтому мы до сих пор носимся с реализацией этой программы, тогда как она в принципе не может представлять собой базовый документ развития нашего образования и носит лишь рекомендательный характер. И в этом случае вузы должны иметь возможность самостоятельно решать подходит ли им предложенная система и насколько она применима в условиях конкретного учебного заведения.

      И наконец, внешнее независимое оценивание (ВНО). Считается, что данная форма контроля знаний направлена на устранение коррупции в образовательной системе, справедливо оценивая знания абитуриента и устраняя тем самым возможные субъективные оценки при оценивании непосредственно вузом. То, что коррупционная схема переместилась теперь в другие организации никто даже и не задумывается (то есть вопрос коррупции остался не решенным). Каждый третий ребенок в школе знает, во сколько обойдется стоимость сертификата.

      Но самое главное – схема организации тестов. Само по себе тестирование итак не является качественным инструментом контроля знаний (об этом много писали и говорили), а в данном случае происходит вообще абсурдная процедура, при которой не установлены вообще критерии оценивания. То есть абитуриенты пишут на результат, при этом за выполнение только половины заданий может быть начислена высшая оценка (по теории относительности) в случае, когда остальные сделали еще меньше.

      Таким образом, сегодняшние первокурсники просто наказание для преподавателей, особенно технических вузов. Самое ужасное в этой ситуации, что вузы вынуждены нянчить таких горе-студентов до диплома потому что многие из них контрактники, а это – доход учебного заведения.

      Делаем выводы. Украинская наука и система образования на сегодняшний день просто находятся в состоянии коллапса. Поверхностный характер реформ университетского образования, потеря преподавательских кадров, снижение качества образования, разрыв информационных связей, разрушение материально-технической базы высшей школы и резкая девальвация самого статуса преподавательской деятельности уже сейчас сказываются на показателях нашего инновационного и технического развития. В дальнейшем это приведет к существенному падению экономики и к общественно-социальной деградации.

      Учитывая низкое качество образования сегодня можно задаться вопросом: а кто же будет учить наших детей завтра? Ведь те, кто сегодня покидают вузы в качестве специалистов, врядли способны научать каким-либо знаниям, а значит отстраивать экономику конкурентоспособного государства будет некому.

      В связи с этим, считаю необходимым:

  1. Разработать систему мероприятий по обеспечению заказов от коммерческих предприятий на получение специалистов (на контрактной основе), т.е. переориентировать систему «госзаказа» на частичное или полное ангажирование должностей по требуемым специальностям для конкретных отраслей и бизнеса. С этой целью создать ведомство, курирующее отрасли и обеспечивающее взаимосвязь образования, науки и производства.
  2. Регламентировать организацию отделов трудоустройства в вузах, где будет проводиться оценка потребностей и проблем бенефициаров, предоставляться необходимая для студентов информация по выбору профессии, оказываться помощь студентам-инвалидам и малообеспеченным студентам, а также поддерживаться связь с выпускниками для обеспечения потенциального ресурсного источника трудоустройства и возможного финансирования.
  3. Автономия высших учебных заведений должна сопровождаться четкой  подотчетностью правительству.
  4. Для обеспечения прикладных и фундаментальных исследований с целью развития инноваций и коммерческой их реализации предусмотреть ряд  поправок в законах Украины о налогообложении  прибыли, а также об авторском праве и патентной защите.
  5. Несовместимость философии, принципов и стандартов в организации качественного процесса обучения с эффективностью курсов обучения в режиме “он-лайн” делает невозможным признание ДО инструментом или способом получения высшего образования. В виду этого дистанционное образование может быть признано только как инструмент повышения квалификации.
  6. Усилить государственный и общественный контроль над вузами с целью выявления учебных заведений, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-преподавательских кадров, с дальнейшим лишением лицензии. Аттестацию вузов необходимо проводить не реже, чем раз в три года, выявляя тем самым случаи мошенничества и защищая студентов от низкокачественных предложений.
  7. Откорректировать учебные программы и методическое обеспечение вузов в соответствии с изменившимися потребностями секторов экономики. Каждые пять лет проводить повторную корректировку, используя обратную связь с рынком труда. Это в должной мере обеспечит интеграцию высших учебных заведений в региональную стратегию экономического развития.
  8. Организационные изменения в вузах должны базироваться на появлении новых сфер науки и технологии с переходом на проблемно ориентированные методы формирования знаний, содействуя тем самым появлению новых междисциплинарных и мультидисциплинарных программ.
  9. Вернуть традиционную систему контроля и оценивания знаний в высшие учебные заведения, особенно для абитуриентов. Тестовая система требует полноценной и качественной доработки и даже в этом случае может использоваться только как текущий тематический контроль.

Мои проекты , , , , , , ,

Добавьте Ваш комментарий