Рубрики

Угроза государственности из-за деградации образования

Наталия Семенченко - 12 июня, 2010 | 12:00 | Распечатать

Угроза государственности из-за деградации образования

      Резкое падение спроса на производимые в Украине знания нанесло государству огромный урон не только в виде потери молодых и активных ученых и сокращения интеллектуального потенциала нации, а и существенным образом повлияло на экономические показатели в области инновационных и производственных процессов.

      Сегодня в Украине наблюдается стагнация устаревшего производственного аппарата, медленные темпы его обновления, низкий удельный вес внедрения научных достижений в реальное производство. Износ основных производственных фондов в промышленности Украины составляет более 65%, в 2009 г. доля высокотехнологичной продукции в структуре ВВП составляла всего 0, 6%. Только 771 предприятие внедряло инновации, т. е. 7, 7% общего их количества.

      Падение производства в промышленности Украины началось еще с 1991 года и, как следствие, активный спрос на инновации и знания исчез уже тогда.

      Финансирование прикладной, ведомственной науки, в связи с ликвидацией самих ведомств, было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были акционированы, пытаясь выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или ликвидированы.

      В государственных академиях финансирование было уменьшено более чем в 10 раз, и сегодня бюджетные ассигнования на науку вместо 3-7% от ВВП, как в развитых странах, у нас составляют 0,3%.

      Параллельно в Украине идет процесс внедрения в мировую систему образования и как стартовый его этап происходит тотальная европеизация всех учебных процессов. Однако стремительное внедрение зарубежных стандартов в систему науки привело только к появлению элементов деградации в сфере высшего образования Украины.

      Следует учесть, что сегодня в Украине почти 42% ректоров ВУЗов, свыше 30% заведующих кафедр и 54% профессоров – люди пенсионного возраста. За последние годы отдельные кафедры потеряли от 30 до 40% преподавателей, большинство из которых кандидаты и доктора наук, которые оставили систему образования и перешли в другую сферу деятельности. То есть негативные плоды деструктивных последствий в будущем исправить будет некому, поскольку дефицит качественного образования вместе с отсутствием финансирования науки в целом и уважения в обществе к учителю, преподавателю никак не будут стимулировать приток молодежи в научную среду.

      Последствия такой ситуации могут быть необратимыми, так как утрата приоритета в производстве знаний и трансформации их в новые технологии коренным образом влияют на все сферы жизнедеятельности общества. Глобально это может привести даже к утрате независимости и государственности как таковой.

Болонский процесс Высшее образование Образование Финансирование науки , , , , , ,

Похожие записи

1 комментарий


  1. Александр, 5 года(ев) назад

    Вот статья преподавателя математики (после распада СССР, переехал во Францию), к чему в ВУЗах Франции привела Болонская система образования:

    http://mk.semico.ru/nkj1204.htm

    Сам я в этом году заканчиваю КПИ (ФЭЛ) и считаю, что Болонский процесс нам не нужен. Советская система образования была на высоком уровне. Да, в СССР были недостатки, только зачем преимущества убивать.


Добавьте Ваш комментарий