Рубрики

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Наталия Семенченко - 5 июня, 2010 | 12:00 | Распечатать

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

      Для того чтобы развивать технические факультеты, вузам необходимо оборудование и соответствующая оснастка лабораторий, а значит и существенные финансовые вливания, – на что в бюджете денег не предусматривается. Вынужденные самостоятельно выискивать денежные средства, чтобы хоть как-то поддерживать учебную и методическую базы, высшие учебные заведения внедряют различные «коммерческие» проекты в виде создания популярных направлений (факультетов), которые так нравятся молодежи и вместе с тем, никак не совпадают с реальной стратегией развития экономики (если таковая существует). Ситуация с «госзаказом» вообще абсурдная потому, что ни одно ведомство не осуществляет мониторинг рынка на предмет востребованных специальностей, т.е. сегодняшние налогоплательщики платят за обучение будущих безработных!

      Следует отметить, что в соответствии с законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» бюджетные ассигнования на науку не могут быть менее 1,7% валового внутреннего продукта. Исходя из прогнозируемого ВВП в 2010 году в 950 миллиардов гривен, на развитие науки должно быть выделено около 16 миллиардов гривен. Однако вместо этого в проекте госбюджета на 2010 год на научную деятельность предусмотрено всего лишь 4,7 миллиардов, что более чем в три раза меньше законодательно гарантированного минимума.

      В то же самое время командой МОН во главе с министром Д. Табачником составлен новый законопроект, который вообще не содержит никакой цифровой конкретики. То есть в цифрах этот документ уже ничего “законодательно не гарантирует”, отмечая зависимость дальнейших ассигнований на науку  исключительно от текущих нужд государства или тех, кто это решает. Таким образом, после его принятия мы получим наглядную иллюстрацию соблюдения законодательной нормы.

Как следствие, в оправдание таких «ненаучных действий» был принят ряд постановлений, дающих возможность вузам самим выстраивать свою финансовую политику, а именно:

      1) обеспечение автономии высших учебных заведений и их академической свободы;

      2) внедрение обучения в вузах кроме украинского иностранными языками (русским, английским и др.) для улучшения качества образовательных услуг иностранцев;

      3) внесение ряда поправок и дополнений в законы Украины «Про оренду державного і комунального майна» и «Про наукові парки», дающие возможность развивать инновационную деятельность вузам на коммерческой основе.

      Первый пункт позволит высшим учебным заведениям и в дальнейшем плодить новомодные специальности. Второй – значительно расширить свои бюджеты за счет студентов иностранцев (контрактников). А третий, несмотря на свою привлекательность, требует внесения поправок в еще ряд законов (о налогообложении прибыли, например) для того, чтобы действительно являться фактором системного финансирования науки, а не дежурной полумерой.

Высшее образование Образование Финансирование науки , , ,

Похожие записи

Добавьте Ваш комментарий